Круглосуточная горячая линия
8 (843) 250-94-34

Обратный звонок
Как доехать? Записаться на прием

Вывод из запоя и лечение
алкоголизма в Казани

Оставьте нам свой номер телефона и мы перезвоним Вам в течении 10 минут.



Я даю согласие на обработку моих персональных данных (соглашение)

Профилактика компьютерной зависимости в Казани

Психолог Маркина Ирина Александровна

Нарастающее количество средств технического прогресса существующие в арсенале детей являются актуальной угрозой для формирования патологических аддикций у подрастающего поколения.

Порочные и болезненные пристрастия называются в английском языке называются addiction, отсюда возник термин “адциктивное поведение”. Этот термин “аддикция” стали синонимом термину “зависимость”.

Существует три классических вида зависимости [4]:

  • Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение);
  • Биохимические (анорексия, булимия);
  • Нехимические (подсознательные);

Компьютерная зависимость (аддикция) относится к классу нехимических зависимостей или подсознтельных.

Определяя адциктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.) [5], можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние, вопрос остаётся только насколько.

Пользователь компьютера, склонный к зависимости-адцикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания – психологическом трансе.

Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители – вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению [5].

Доктор М. Орзак выделяет следующие психологические и физические симптомы, характерные для компьютерной зависимости:

Психологические симптомы компьютерной зависимости :

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером,

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьей и друзьями;

ощущения пустоты;

депрессии;

раздражения не за компьютером;

ложь учителям (коллегам и начальству) или членам семьи о своей деятельности;

проблемы с учебой(работой).

ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

сухость в глазах, головные боли по типу мигрени (обусловленные скорее плохим монитором не предназначенным для долгой ежедневной работой на нём);

боли в спине ( обусловленные неудобным стулом или креслом не рассчитанным на многочасовое сидение в неподвижной позе);

нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима сна.

СУЩЕСТВУЮТ ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА:

неправильное воспитание в семье;

гемблинг родителей, знакомых;

вещизм, переоценка значения материальных ценностей;

фиксированное внимание на финансовых возможностях;

зависть к более богатым родственникам и знакомым;

убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000).

Их можно разделить на 5 основные группы:

Факторы риска возникающие в семье:

родители испытывают трудности по управлению семьёй;

родители испытывают воспитательную неуверенность;

не контролируют поведение детей;

ведут себя непоследовательно, порой слишком сурово;

отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;

мать и отец конфликтуют между собой;

родители попустительствуют в отношении допустимого времени за компьютером;

взрослые страдают компьютерной зависимостью;

родители не ждут достижений от своих детей;

имеются генетические особенности предрасположенности данной семьи к аддиктивному поведению;

сексуальные извращения/насилие;

Факторы риска среди ровесников:

отмечаются проявления зависимого поведения в раннем возрасте;

увлеченность компьютерными играми считается обычным делом;

в большей степени, чем на родителей, подростки полагаются на мнение друзей, находятся под их влиянием;

подростки выбирают себе друзей, которые увлечены компьютерными играми;

Факторы риска в школе:

позиция школы не определена по отношению к проблеме компьютерной зависимости;

педагогический коллектив находится в неведении относительно проблем компьютерной зависимости среди подростков;

Учащиеся: часто переходят из одной школы в другую;

имеют академические задолженности;

не участвуют в общественной жизни школы и класса;

пропускают занятия без уважительных причин или бросают учебу;

имеют ярлык «трудных детей»;

Личностные факторы риска:

эмоциональная незрелость;

эмоциональная неустойчивость;

низкий самоконтроль;

деформированная система ценностей;

неумение удовлетворять свои потребности;

завышенная самооценка;

низкая стрессоустойчивость, повышенная впечатлительность;

обидчивость; конфликтность;

Факторы риска в обществе:

отмечаются лишения социального и экономического характера;

члены общества дезорганизованы, недостаточно общаются друг с другом;

пиратская продукция и интернет салоны легко, доступны детям;

законы и нормы, действующие в обществе, не препятствуют компьютерной зависимости, игровой зависимости и интернет зависимости;

Зависимость развивается на основе актуально возникающего в подростковом возрасте в общении между взрослым и ребенком или в подростковой среде психического напряжения. Внутреннее напряжение у подростков порождает противоречие между потенциальными возможностями и реальным содержанием деятельности [7].

В своей работе с подростками с девиантными наклонностями мной было замечено плохую переносимость эмоционального напряжения и использования ими процессов психологических защит ухода от напряженного состояния.

Е.С. Романова, Л.P. Гребенников отмечают, что с помощью психологической защиты у детей стабилизируется так называемая «позитивная «Я»-концепция» и ослабляется эмоциональный конфликт, угрожающий ее стабильности. Определяющую роль в формировании защитных механизмов авторы отводят семье.

Психологическая защита – форма эмоционально-информационных взаимодействий с миром и другими людьми, которая позволяет сохранять неизменной свою самооценку и душевное спокойствие.

Коппинг-поведение – использование различных стратегий совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или скрыться от нее. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.

Для сохранения психического здоровья детей необходимо формировать у них конструктивные стратегии совладающего поведения и механизмов психологической защиты у подростков:

Оказывать поддержку подростку;

развивать критическое мышления (предлагать высказать свое отношение к ситуации или человеку);

Целенаправленно развивать эффективные стратегии совпадающего поведения: компромисс, открытый диалог, совладание без аффекта и др.;

Работа на укрепление личностного ресурса подростка, т.е. на формирование позитивной адекватной самооценки, развитие креативности, ответственности, оптимистического мировоззрения;

Учитывать возрастные и тендерные особенности;

Критериями сформированного свободного от адцикции поведения у подростков являются: ценностный, адаптационный, коммуникативно-организаторский и рефлексивный. Предупреждение формирования поведенческих аддикций и развитие у подростков конструктивных форм поведения: стрессоустойчивости, навыков решения проблем, самоорганизации, мотива достижения успеха и т.д являются основой в первичной профилактике. В коррекции адциктивного поведения подростков, большое значение имеет подбор оптимальных форм проведения коррекции. При работе с подростками эффективны такие технологии, как психологический тренинг, сюжетно- ролевые игры, мозговой штурм, эвристические беседы, исследовательские проекты, практические занятия и др. Данные формы коррекционной работы способствовали успешности компенсации и адаптации подростков к требованиям социальной среды и созданию благоприятных условий для восстановления личности и получения желаемых результатов[3].

Эффективность коррекции компьютерной зависимости во многом зависят от родителей. Важно развивать у подростков навыки критического мышления, способности к рациональному использованию ресурсов компьютера. Для этого помогут такие важные принципы как: предъявление высоких требований к ребенку; поощрения выбора цели и ее достижения; поощрения социально направленной деятельности; предоставления возможности для раскрытия лидерских и организаторских способностей; научения принимать решения; знания и умения родителей навыков социального общения; вовлечения родителей в интересы ребенка;

Список источников:

Войскунский А.Е., Актуальные проблемы зависимости от интернета//Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №1. – С. 90-100

Иванов Д.В., Феномен компьютеризации как социологическая проблема / 2000 /

Егоров А.Ю. Нехимические зависимости.- Спб.: Речь, 2007.- 190 с.

Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. – М., 2007.

Маркина И.А. Взаимодействие семьи и школы: возможности кадетской школы//Семья и образовательное учреждение – Казань 2008.

Маркина И.А. Наркотизация как психологический феномен «защитного механизма» современного подростка//11 межрегиональная студенческая учебно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики социально-негативных явлений в студенческой среде» – Казань 2006.

Набиуллина P.P. Дипломная работа: Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей;

Саглам, Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие / Ф.А. Саглам. – Казань: Изд-во «Бриг», 2009. – 55 с.

Запишитесь на прием прямо сейчас!

Я даю согласие на обработку моих персональных данных (соглашение)